Стань Дедом Морозом! — предлагает «Наше Медиа». Вместе мы сможем порадовать вниманием удивительных ребят. У них в жизни не все легко и гладко. Но они искренние, творческие, любознательные и верят в чудеса. Такие дети, например, посещают реабилитационно-досуговый центр «Солнышко», который работает при Тверской областной специальной библиотеке для слепых им. М. И. Суворова. А занимается с ними чудесный педагог, влюбленный в свое дело и в своих воспитанников – Ольга Мельник.
Корреспондент «Наше Медиа» присутствует на одном из занятий. Ребята создают зимний пейзаж. Ольга Николаевна позволяет им быть хозяевами в своих работах: «Веди рукой как хочешь». Группа небольшая, педагог подходит к каждому, советует или спрашивает. Чтобы выполнить задание, надо быть и организованным, и внимательным. И вот на листах появляются изогнутые деревья. Никто не торопится, прорисовывают стволы, думают, что добавить. «В природе нет ничего одинакового. Вспоминайте», — подбадривает педагог. Справившись с деревьями, юные художники выбирают, на какую веточку посадить птичку. Прежде, чем ее рисовать, говорят о форме. Чтобы было понятно и наглядно, Ольга Николаевна дает подержать в руках большое деревянное яйцо. Тельце снегиря будет похоже на него.
Мастерилка, Улыбка и другие
– Наш центр – методический, это не просто детский уголок, – рассказывает Ольга Мельник после занятия. – Мы работаем с семьями, в которых есть дети с ограниченными возможностями здоровья по зрению, слуху, с ментальными расстройствами, с расстройством аутического спектра, с синдромом Дауна. А также нас посещают ребята из многодетных семей. Всего под нашим патронажем находится около 500 детей.
Чем раньше будет начата реабилитационная работа, в частности, с малышами, у которых проблемы со зрением, тем лучше. Поэтому к нам приводят детишек с двух лет.
В группе «Мама и малыш» проводятся занятия на развитие коммуникативной сферы, тактильных навыков, происходит социальная адаптация. У нас хорошая методическая база в помощь родителям Российской государственной библиотеки для слепых. Это тем более важно, что в городе нет целостной реабилитационной системы для дошкольников.
В клубе «Мастерилка» ребята постарше занимаются декоративно-прикладным творчеством. Особенность в том, что в этой инклюзивной группе есть и здоровые дети. И это очень важно – чтобы они нормально друг друга воспринимали, находили общий язык, были друг другу интересны. Хочу отметить, что дети общаются легко, они естественно усваивают и способность к сопереживанию, и толерантность.
На занятиях мы охватываем разные направления творчества – рисуем, лепим, работаем с бумагой. Чтобы ребенок мог попробовать себя в деятельности разного вида. Наша задача – дать навык, отработать его, закрепить. И в итоге дети самостоятельно создают цельный продукт, законченную работу. Они учатся воспринимать цвета, смешивать их, сравнивать формы. У кого плохое зрение — используем трафареты для передачи формы.
Такое творчество активизирует фантазию, мышление, развивает мелкую моторику. У нас нет жесткой программы. Мы отталкиваемся от настроения, желания детей. Проверяем их наблюдательность, развиваем воображение. А когда заканчивается фантазия, можно пойти в читальный зал, где есть наглядные материалы, рельефно-графические пособия.
Группы небольшие, и удается добиться включенности в процесс каждого, эмоционального отклика. И конечно, приучаем руки к работе. И руководствуемся принципом — помоги мне сделать самому.
***
Любима детьми Театральная студия «Улыбка». По образованию я режиссер-педагог, и мне очень близко театральное искусство – синтетическое, позволяющее проработать много сфер. Играя, мы выздоравливаем. Уходят негатив, проблемы.
Ребята учатся разговаривать, общаться, незрячие лучше ориентируются в пространстве. Также мы посещаем тверские театры. У нас есть с ними договоренности, и они радушно встречают наших воспитанников. И конечно, выступаем сами. Центр «Затверецкий» предоставляет нам сцену, а благодарные зрители говорят, что наши ребята — самые лучшие актеры.
У меня нет задачи профессионально подготовить ребят к театру. Но кто-то выбирает и этот путь – две девочки, например, поступили в Колледж культуры.
Мы обрастаем соратниками. Сейчас в коррекционном детском саду открыли фольклорное направление «Горлинка». Здесь мы погружаемся в старину, пробуждаем интерес к своей истории.
Игрушки, помогающие увидеть мир
Ольга Мельник с воодушевлением рассказывает про ребят, про их успехи, про любимые игры. Кабинет, в котором проводятся занятия, волшебный. В нем много удивительных игрушек, книг, с помощью которых слабовидящие дети могут увидеть этот мир, лучше почувствовать, понять его. Так, благодаря областному конкурсу в библиотеке для слепых появились уникальные издания детских тактильных книг. Ольга Николаевна бережно раскрывает их, показывает, как живет добрый домовой, переходя со страницы на страницу, как можно считать, открепляя и прикрепляя лебедей и гусениц. Нарядный тактильный коврик стал победителем всероссийского конкурса. Тут же – живые игрушки, которые можно надеть на руку и разыграть кукольный спектакль. Пазлы для незрячих ребят, фланелеграф… Рядом — ложки, трещотки, шумовые инструменты из баночек с разным наполнением, мелодия ветра из борщевика. Можно рисовать пальцами. А можно покататься на большой черепахе Глаше. Она модница, примеряет различные панцири, каждый из которых – новая игра.
В библиотеке для слепых работает увлеченный коллектив. Каждый осознает важность своего дела, пытаются добавить радости в жизнь ребят, приходящих сюда.
– Мы иногда задумываемся: что важно для счастья — быть здоровым, удачливым, богатым? – рассуждает Ольга Мельник. – Я убеждена: главное — ощущение нужности, состояние свободы. Да, многие наши дети — не такие, как все. Но мы помогаем им открыться, учиться жить. Мы видим результаты нашего труда – в младшей группе к 5 годам по уровню восприятия, речевой активности, координации наши воспитанники порой опережают сверстников. А главная награда – видеть, как они светятся от счастья.